Турбулентность или ошибка пилота?
Швейцарский тест пилот Анди Хедигер полагает, что 99,9% несчастных случаев в парапланеризме вызвано ошибкой пилота. В то время, как 40% потерпевших считают, что причиной падения стало неожиданное складывание.
Складывание обычно подразумевает турбулентность, когда пилот, захваченный врасплох, реагирует либо неадекватно, либо слишком поздно. Но когда же он совершил первую ошибку? Когда оценивал метеоусловия? Когда вошел в зону турбулентности, не отдавая себе отчет в своих действиях? Когда реагировал?
Никогда не садись на том поле: там турбулит, предупреждал меня один пилот, пока нас завозили на горку. Мой купол схлопнулся на высоте 40 м и, едва раскрывшись, сложился снова. Открылся он, с клевком, только в 3 м над землей. Если бы я не знал досконально поведение своего крыла, я бы сейчас тебе эту историю не рассказывал. В этом он был убежден. По долгому размышлению, он разработал следующую стратегию:
1. Избегайте турбулентности. Другими словами не летайте в нестабильном воздухе, избегайте потенциальные турбулентные зоны.
2. Будьте настороже и знайте поведение вашего крыла в экстремальных ситуациях, чтобы среагировать адекватно.
Возникновение турбулентности
Механическая турбулентность вызвана действием ветра. Воздушный поток, двигаясь вдоль рельефа, возмущается и замедляется его понижениями и возвышенностями. В результате — большая разница в скорости вера. Медленно движущиеся слои воздуха всасываются наверх, где они ускоряются. Слои, движущиеся быстрее, отражаются вниз, где замедляются. Такое поочередное торможение и ускорение генерирует вихри или роторы различного размера, которые разбиваются в завихрения и в конечном итоге исчезают.
Турбулентность также может быть вызвана эффектом термической конвекции. Пузыри теплого воздуха при подъеме, соприкасаясь с окружающими воздушными массами, производят турбулентность. Ветроуказатель при слабом ветре в разгар термички может изменять направление каждые 10-20 минут, смотря откуда поднялся термический пузырь.
Усиление турбулентности
При усилении ветра вызванная им турбулентность увеличивается гораздо в большей пропорции. Если он ускоряется с 15 до 30 км/ч, завихрения будут не только больше, но и в 4 раза активнее. Посадка в таких условиях, даже если ветер ранее был ровным, требует полной концентрации. Ситуация усугубляется, когда турбулентность усиливается термической активностью, которая поднимает турбулентность вверх. Таким образом, турбулентность велика при сильном ветре и нестабильности воздуха.
Расположение турбулентности
За препятствиями, мешающими потоку, возникают роторы. Таким образом, здания, деревья, горы, стоящие на пути ветра могут проецировать ротор на посадочную площадку. Сила ротора уменьшается с увеличением расстояния от препятствия. Ветер на склоне тоже может стать турбулентным по мере прохождения через препятствия. Таким образом, в полете вы должны постоянно представлять, где могут располагаться источники турбулентности. Опасные зоны часто находятся на границе лесных массивов, вблизи оврагов и, как правило, на крутых склонах. Роторы формируются за выдающимися деталями рельефа. Они могут временно исчезать, а затем появляться вновь уже в другой форме, но они всегда опасны. Их воздействие может оказаться особенно коварным при наличии термика, который как бы вытаскивает этот ротор из-за хребта наверх! Даже выше, на уровне кучевых облаков, холодные нисходящие потоки, вызванные испарением капелек воды, сталкиваются с восходящими и создают еще большие завихрения. Неожиданную турбулентность можно также встретить, когда пузырь входит в зону сильного ветра на высоте.
У турбулентности есть одна неприятная особенность — это ее статистическая вероятность. Пилотам, привыкшим летать близко к склону, в 99 случаях из 100 просто везет, хотя они зачастую и не отдают себе в этом отчета. Но на сотый раз порыв ветра, без предупреждения, унесет их в вечность.
Превентивные меры
Чтобы летать безопасно, нужно детально изучить метеоусловия, поскольку можно оценить силу турбулентности исходя из скорости ветра и интенсивности термической активности. Разумеется, приняв во внимание и местные особенности. Если летное место вам не знакомо, попросите местных пилотов поделиться информацией. Вы всегда должны стараться представлять себе критические места. Степень приемлемой турбулентности определяется каждым пилотом индивидуально. Необходимо иметь собственный взгляд на вещи: когда вы не чувствуете в себе уверенности — не летайте, даже если другие уже в воздухе.
Мартин Гасснер
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- версия для печати