Полеты в Михайловске 22 марта 2008

Наконец-то погода дала нам возможность хорошо полетать, и не где-нибудь, а на восточном склоне в Михайловске!

 

После длительного перерыва в полетах, прогноз на субботу выглядел очень заманчиво - виндгура обещала восток 2-3 м/с. Восточный склон в Михайловске - самый широкий склон в округе, направо от горнолыжки более 600 метров, плюс заросший лесом склон слева от горнолыжки более 700 метров шириной, что в сумме дает динамик шириной почти полтора километра. Учитывая что посадка у заросшей части склона есть только зимой, можно садиться на лед пруда, был шанс безопасно полетать больше километра в динамике :).

 

Смущало два обстоятельства - востока обещали немного, а точнее разворот с юга на север через восток, а также беспокоил снег и усиление ветра ближе к вечеру. Но учитывая что в ближайшее время ожидалось потепление,  и прекращение полетов уже по другой причине - из-за грязи, мы решили поймать последнюю зимнюю погоду.

 

И вот, поверив моим обещаниям прекрасных полетов (в чем я лично сомневался по правде сказать, но виду не подавал), собралась большая компания - даже Вадим Ветчанин решил переключиться с паралетов и получить удовольствие от полетов в динамике. Поехали почти все, в первый раз на горе побывал Сергей, до этого видевший парапланы только издалека.

 

Проделав путь из Екатеринбурга, в первом часу мы прибыли в Михайловск. На горе нас ждало разочарование - труба показывала Ю-З 1-2 м/с. Посовещавшись, мы вздохнули, взяли рюкзаки и пошли на юго-западный склон, не полетать - так позаниматься с крыльями. Но как оказалось, погода сыграла нас разыграла - на полпути к ЮЗ склону стал понемногу подтягивать Восток. Разложили купола на восток, и начали полеты, для начала сверху вниз. Минут через двадцать восток окреп и превратился в уверенные 4-6 метров на перегибе. Договорились что в воздухе будет не больше двух аппаратов, и начали летать. Женя первый оседлал динамик и его Концепт начал обрабатывать восточный склон во всю его ширину, чем он вызвал бурное оживления в рядах изголодавшихся до полетов.

 

 

Стартовали Алексей и Саша, а затем к Жене присоединился я и минут 10 покайфовал в прекрасном мягком динамике, после чего придушил жабу и сел - надо и другим дать полетать. Вскоре сел и Женя, но как оказалось по совершенно другим мотивам - он замерз :), т.к. снял куртку незадолго до старта. Быстро оделся и опять улетел. Рома с Вадимом занимались на земле,  отрабатывали подъем купола и выход на стартовую точку в динамике. Ветер постепенно усиливался и у пилотов без опыта полетов в сильном динамике был риск сдувания, да и их Стайл не блистает скоростью. 

 

Приехал Василий со Скорпионом,  договорились о правилах расхождения, после чего он пригрозил нас всех обгонять на своем супер куполе. В чем мы лично сильно сомневались - на горе было два одноклассника Скорпиона - Aeros Concept, крылья известные своими скоростными характеристиками, и могло бы получиться интересное сравнение. Но к сожалению сравнения не вышло, Скорпион так и не поднялся в воздух.

 

Спустя час полетов в слабом и умеренном динамике, ветер окреп до 7-9 м/с, и Вадим предложил полетать над лесом, условия уже позволяли перескочить через горнолыжку. Стартовали вместе, сделали галс вправо.

 

 

Набрали метров 30 на последней ложке перед горнолыжкой, и пошли на лес. Над горнолыжкой, в ложке, ветер был предельный, и Вадиму на сильно недогруженном Сармате пришлось сложить уши и сбросить высоту чтобы пробиться против ветра, после чего он прошел на высоте нижних деревьев вдоль первой заросшей лесом горки и ушел на посадку. Я пробился против ветра и вышел над лесом где-то на полгоры, немного набрал над первой горкой, и перелетел на вторую. Вторая горка значительно ниже первой, c нее дальше не пробился, высоты не хватило. Думаю если на первой горке сделать максимальный набор, и сразу идти выше над второй, то можно было легко пройти дальше. В воздухе становилось некомфортно - ветер усиливался, и приходилось поджимать купол чтобы не допускать сложений. Я вернулся на стартовый склон и решил еще раз сходить на лес, но оказалось что ветер в ложке над горнолыжкой слишком силен и для моего Гиро, и пришлось возвращаться. Через пару галсов ветер резко усилился, выдуло меня метров на 40 над склоном, и только тут до меня дошло что давно пора валить на посадку, и что я прощелкал усиление, увлекшись задачей перелететь горнолыжку. Прямо против ветра купол уже не пробивался, а так как ветер косил слева, я ушел от склона правым галсом, сбросил высоту над прудом и сел внизу у горнолыжки. Уши и акселератор не пришлось использовать, и риска сдувания не было, но потеря контроля за скоростью ветра - это досадная оплошность. Ксати внизу неслабо колбасило, при сильном ветре нужно садиться дальше от склона из-за турбулентности у подножия. На перегибе ветер был уже больше 12 м/с и продолжал усиливаться перед мощным снежным зарядом. Летный день закрыли и провели традиционный разбор полетов, который совместили с перекусом.

 

 

На разборе полетов в первую очередь обратили внимание на неумение стартовать в сильный ветер. Пилоты много драгоценного времени теряли на подготовку к старту, да и удачной была далеко не каждая вторая попытка. Оправдание длительным перерывом в полетах здесь вряд ли уместно. Скорее имеет место излишняя самоуверенность, а также недостаток наземной подготовки, или попросту лень :). Как следствие - неумение контролировать крыло в сильный ветер, и упущенные возможности. Разобрали также и мою оплошность с пропущенным усилением, я торжественно обещал больше так не делать ;).

 

Хочу еще раз подчеркнуть - трудно себя заставить заниматься подъемом и контролем купола на земле в хороших условиях, когда есть возможность полетать. Но оборачивается это неготовностью стартовать в возможно единственное окно длительностью 5-10 минут, и потерей всего летного дня. Всегда есть возможности поработать с куполом в хорошую погоду, например когда ожидаем свободное место в  динамике, если в воздухе много аппаратов. А гордыню и самоуверенность (типа я уже крутой пилот, пусть молодые крыло на земле тягают) - надо душить на корню, эти качества мешают росту летного мастерства.

 

Данил Притчин