Прогнозы погоды и наблюдение за погодой для пилотов параплана

Из теоретического курса парапланерного клуба "В небе.ру" для пилотов параплана, мотопараплана, паралёта. С сокращениями.

1. Свод правил наблюдения за погодой и прогнозами на равнине.

  • 1. Глаза не врут, в отличие от прогнозов.
    • 1.1. Опыт наблюдений за фактической погодой ценнее всех прогнозов вместе взятых.
    • 1.2. Отслеживайте тенденцию изменения силы ветра на усилениях, диапазон изменения силы и направления ветра, а также скорость этих изменений.
    • 1.3. Наблюдайте за развитием облаков, направлением и скоростью движения облачности, прохождением рядом отдельных мощных кучевых облаков, прохождением вдали и рядом границ характера облачности. Соотносите эти процессы с изменениями погоды в точке наблюдения.
  • 2. Прогнозы неточны. Оценивайте вероятную точность прогноза.
    • 2.1. Смотрите несколько прогнозов по разным моделям.
    • 2.2. Сверяйте прогноз на текущий момент с фактической погодой на текущий момент. Если текущую погоду модель не угадала, то что она рисует на будущее - это видение художника.
    • 2.3. Оценивайте как сильно меняется погода в прогнозе, смена погоды хуже моделируется и точность ниже.
    • 2.4. Всерьез можно воспринимать прогноз на сутки вперед. Прогноз на два-три дня подвергать сильному сомнению. Прогнозы более трех дней - фантазия чистой воды, за исключением случаем из п. 2.5.
    • 2.5. Стабильный прогноз на несколько дней - высокая точность прогноза. Неизменный прогноз на день при наблюдении за прогнозом в течение нескольких дней - высокая точность прогнозов
  • 3. Советуйтесь с инструктором и опытными пилотами, говорите о погоде с людьми имеющими больший опыт наблюдений за погодой.
  • 4. Смотрите ветер по высотам. Сильный верховой ветер часто приводит к порывистому и изменчивому приземному.
  • 5. Прогноз осадков часто излишне пессимистичен и хуже моделируется. Соотносите с прогнозной приземной относительной влажностью и относительной влажностью на высоте облачности.
  • 6. Утренняя и вечерняя погода могут сопровождаться приземной инверсией. В прогнозной аэрологической диаграмме смотрите время ее начала, толщину инверсионного слоя, возможное усиление или смену направления ветра над инверсионным слоем.
  • 7. Оценивайте риск грозового развития. Отслеживайте вертикальное развитие облаков и прохождение быстрых фронтов. Шквалы не возникают без причины.
  • 8. Оценивайте риск возникновения приземных вихрей и смерчиков. В прогнозе смотрите суточный температурный ход и разницу температуры по высотам.
  • 9. Читайте книги и статьи по метеорологии, написанные пилотами-парителями (параплан, дельтаплан, планер) для пилотов. Остальное как правило нечитабельно без подготовки, а учиться на метеоролога 3-5 лет.
  • 10. Из вышеперечисленного, важнее всего для пилота пункт 1.1. Если наблюдение за фактической погодой станет вашей каждодневной привычкой, то добавление к опыту наблюдений информации из прогнозов и теории метеорологии расширит ваше понимание погоды, но не наоборот.

2. Прогнозы погоды в интернете - это компьютерные модели.
На сегодняшний день почти все прогнозы погоды в интернете создаются компьютером, а точнее мощными суперкомпьютерами которые обрабатыват огромные объемы информации чтобы смоделировать развитие чрезвычайно сложных атмосферных процессов. Некоторые модели покрывают весь земной шар, некоторые просчитывают площади ограниченного размера. Модели отличаются разрешением на земле и по высотам, периодичностью выпуска новых прогнозов. Для условий равнины точность прогнозов довольно высока, но в высоких горах и в прибрежной полосе морей и океанов преобладают местные метеоветра, которые имеют малые размеры - намного меньше масштаба компьютерной модели. Другими словами, приземный ветер в горах или у моря часто или почти всегда будет совершенно другим, чем в прогнозе погоды.

Посмотреть модели, которые имеют покрытие в интересующей вас точке можно на мультимодельном прогнозе сайта Meteoblue.com, а так как наш парапланерный клуб "В небе.ру" находится в Екатеринбурге - смотрим ссылку ниже:
Сводные данные результатов доступных прогнозных моделей для Екатеринбурга meteoblue.com. В настройках рекомендую поставить русский язык, и поменять единицы измерения скорости ветра на м/с.

Сводные данные интересны с практической точки зрения.
Если результаты разных моделей расходятся не сильно - значит погода хорошо просчитывается компьютерным моделированием и точность прогноза хорошая.
И наоборот, если модели дают совершенно разные прогнозы, значит точность невысока.

Отдельно выделим американскую модель GFS. Она покрывает весь земной шар, обновляется каждые шесть часов. Опыт наблюдений пилотов, серферов и моряков по всему миру подтверждает ее высокую точность в прогнозировании силы и направления приземного ветра. На базе этой модели пилотами и любителями парусного спорта сделано несколько удобных сервисов, которые выдают результаты в удобном для пилотов парапланов виде, например Windguru.cz и Xcmeteo.net.

P.S. Если вы нашли опечатку, неточность в этой статье или хотите поделиться интересным погодным ресурсом - буду признателен если сообщите на почту danil@vnebe.ru

Автор: Данил Притчин, пилот-инструктор парапланерного клуба "В небе.ру". Перепечатка разрешена с указанием автора, за прямую ссылку на источник - респект и плюс в карму.